Conversation
Малые группы или мой опыт учёбы в ВУЗах
Show content
Однажды я случайно зашёл в ВК и понял, что аноним из меня так себе. Этот текст — одно из последствий этого осознания.

О чём этот текст?
• Мои воспоминания о социологии в целом и о малых группах в частности;
• История о том, где я учился и что я об этих местах думаю.

————

Лето 2021. По телевизору показывают футбол, ⅛ финала, матч «Украина — Швеция». К тому моменту я уже знал свои результаты ЕГЭ (русский язык 90, профильная математика 78, физика 87). Я тогда решил подать документы в МГУ на астрономию (о чём мечтал с детства) и в МЭИ (до него мне удобно добираться) и сказал, что если Украина победит, я ещё и в бауманку подам документы (ранее я даже не смотрел, на кого там учат). Украина победила, а в августе я поступил в МГТУ им. Баумана на специальность «Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения», в первом семестре это была группа РЛ2-11, во втором семестре — РЛ2-21 и так далее.

Я бы мог рассказать очень многое о ШМБ (школа молодого бауманца), этакая неделя в лесу в палатках и без мастурбации (ну у меня, про других не знаю, не проверял), в будущем я, возможно, не раз буду рассказывать об ужасах МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Суть в том, что со своими баллами я попал на бюджет, но уже к концу сентября я понимал, что едва ли могу что-то делать. Сперва мне приписали ноотропы, в октябре я уже был у психиатра, кажется, с ноября я принимал транквилизаторы, в январе 2022 я начал заниматься с психологом, в марте мне также прописали антидепрессанты... Тот психиатр, что прописал их мне, уже в августе сказал, что видимо у меня была не депрессия, а астения и прописал гомеопатию, блин. Сказочный врач.

На самом деле это был сложный выбор, во многом сделанный под давлением родителей, но в сентябре 2022 я перевёлся с бюджета МГТУ им. Баумана на специальность «Экономическая безопасность», в платном университете МФЮА. Строго говоря, в то время я не особенно хотел переводиться, я тогда хотел дождаться отчисления и наложить на себя руки (надеясь, что меня не отчислят). Но история о моих взаимоотношениях с МГТУ здесь не основная, я хотел больше поговорить о малых группах.

Социология в МГТУ им. Баумана нам преподавалась прекрасно. То есть с первой же пары мне было интересно. Это был мой самый любимый предмет в первом семестре, чуть меньше мне нравились история и английский, а вот начертательную геометрию я ненавидел. Семинары по социологии вела очень красивая женщина из МГУ, а лекции — очень интересный дедушка, которого, думаю, любили все.

Хотя МГТУ — технический ВУЗ, в котором я учился на технической специальности, социология в нём преподавалась прекрасно, во всяком случае если слушать лекции. В МФЮА мне тоже очень понравился преподаватель социологии (тут нет строгого деления пар на лекции и семинары, они напоминают, скорее, уроки длительностью 1,5 часа).

Хотя у меня был перезачёт по социологии, я ходил на пары по ней: мне было интересно и приятно. А под конец семестра преподаватель часто просил меня помолчать, поскольку я в любом случае отвечал раньше других (а нечего молчать несколько минут после заданного вопроса), а другим нужны были оценки в отличие от меня.

Есть одно отличие между МГТУ и МФЮА по сути. В МГТУ дают столько заданий и информации, что мне становилось плохо, в МФЮА поменьше. Просто для сравнения. В МГТУ основную часть семестра мы изучали малые группы, в МФЮА "малые группы" как тема начиналась после нашей последней пары по социологии. В МФЮА в отличие от МГТУ тебя не могут попросить прочитать документ на 20 или 50 страниц к следующей паре (по непрофильному предмету, напомню).

Но я при этом не хотел бы, чтобы у читателей это укрепляло без того переоценённый бренд МГТУ. Да, там учатся в том числе и способные студенты. Но это не из-за хорошего преподавания, а из-за чересчур жёстких требований, скорее. Я лично ощущаю, что в МФЮА мне дают интересный материал и не мешают его изучать, в то время как МГТУ буквально мешало учиться... Да, это определённо тема отдельной ветви обсуждений, я бы хотел, наконец, сконцентрироваться на малых группах.

Начнём вообще с сути малой группы (у этого явления есть и иные названия, но мне привычнее называть их так).

Малая группа — это такая группа, которая внутри себя не делится на другие группы.

Попробуем определить границы малой группы. Допустим, у нас есть 24 человека в группе. Является ли эта группа малой? Скорее всего, не является, поскольку довольно трудно себе представить, чтобы 24 человека общались между собой и не образовывали небольших сообществ. В моей группе в МФЮА 50 человек и невозможность быть «единым целым» здесь проявляется особенно ярко.

В общем, верхнюю границу малой группы нащупать трудно. Иногда встречаются оценки в 8..12 человек, т.е. допускается, что 10 человек в теории могут общаться, не делясь внутри себя на фракции. Но как мы понимаем, скорее 8, чем 12. То есть чем меньше человек в группе, тем выше вероятность того, что группа окажется «единой».

А что насчёт нижней границы? А тут всё просто! Нижняя граница малой группы = 3 человека.

Если человек 1, это в принципе не группа, а общение между двумя людьми **значительно** отличается от общения между 3 людьми. По своим механизмам общение между 3 и 4 людьми отличается меньше. Причина в том, что в группе из 3 человек в случае возникновения споров и конфликтов между двумя людьми есть третья "независимая" сторона, в то время как при спорах между двумя людьми конфликты решаются иначе.

Знания о малых группах и их природе, как мне кажется, повышает Ваши шансы найти своё место, скажем, в формальной или неформальной группе. Что важнее, это знание позволяет лучше понимать человеческую природу и не разочаровываться из-за того, что Ваша дружная община из 12 человек вдруг разделилась на 2 лагеря: это естественно.

Как я уже отмечал, в группе из 50 человек это проявляется ещё ярче. Я не могу сейчас точно сказать, на какое количество малых групп делится наша группа (может, 7-8, многие не ходят). Но спустя 3 года учёбы в ВУЗе могу сказать, что невозможно не быть членом малой группы, находясь в более крупном образовании. То есть можно, конечно, быть изгоем и не общаться вообще ни с кем. Но статистически нормальный человек с наибольшей вероятностью окажется членом неформальной малой группы в рамках более крупного формального коллектива. Ниже я отдельно уточняю, что "изгои долго не живут".

И тут начинается самое интересное. Больше, конечно, для преподавателей. Люди объединяются в малые группы на основе общих интересов, увлечений, ценностей... Исследования показывают, что если на работе малая группа сформировалась на основе интереса к работе, существование такой малой группы будет полезно для компании. А вот если малые группы сформировались на основе других увлечений (любовь к пиву, к рыбалке, другим не связанным с деятельностью компании вещам), существование такой группы тянет производительность работников вниз (забавно, что такие значимые для организации предприятия знания я получил в техническом ВУЗе). По этой причине некоторые компании в принципе не дают возможности сформироваться малым группам и регулярно меняют всех сотрудников местами друг с другом, исключая возможность долгосрочного общения. Не самый часто встречающийся подход, конечно, весьма радикальный, но, вероятно, и такое в нашем мире существует.

Так вот, преподаватели (равно как и частные собственники) могли бы изучать сформировавшиеся малые группы и оценивать, на чём основана их дружба. Такие знания в перспективе могут им сильно помочь в организации продуктивного занятия. Думаю, у всех есть воспоминания, когда шумных одноклассников рассаживали, чтобы они не мешали проводить занятие. В какой-то степени это **прототип** разъединения малой группы, которая сформировалась на основе не относящихся к основной деятельности предприятия интересов.

В университете, конечно, странно рассаживать совершеннолетних людей, поэтому там просто отчисляют за неуспеваемость.

Ещё, кстати, есть такой момент, что когда ты не принадлежишь ни к какой малой группе внутри коллектива (в то время как остальные в коллективе разделены на малые группы), ты, вероятно, скоро покинешь этот коллектив. Невозможно быть полностью независимым человеком, к концу 1-го года учёбы в МФЮА я уже стал более-менее членом небольшой группки, в то время как ярко выраженные одиночки либо не ходят на пары, либо ушли на заочку, либо отчислились.

Взаимодействия личностей и коллективов — тема, заслуживающая отдельного внимания. Но в рамках этой темы важно повторить: невозможно быть частью коллектива и не принадлежать ни к какой малой группе.

Да, бывают коллективы, где отсутствуют связи. Например, в многоквартирных домах многие люди чувствуют себя одинокими (в том числе и я). Но там, где есть взаимодействие между людьми, деление на малые группы практически неизбежно и те, кто "ни к кому не присоединился", в конечном счёте, вероятно, оказываются оторваны и от всего коллектива, перестают быть частью этого коллектива. Особенно если это уединение продолжается более года.

————

Подведём итоги.

Любые крупные формальные и неформальные коллективы подразделяются на малые группы.

МГТУ им. Баумана напоминает C++, тебе дают очень много команд, методичек, заданий и ты днями и ночами пытаешься выполнить огромный объём работы. МФЮА иногда напоминает Haskell, некоторые преподаватели дают тебе в общих чертах задание (что у тебя должно получиться), а как это выполнять и из чего это должно состоять, ты пытаешься понять сам. Каждая контора по-своему хороша, но меня радует, что и там, и там преподают компетентные люди и дают все возможности получить знания. На самом деле и там, и там есть двоечники, быть может, в МФЮА меньше высококлассных экономистов, чем в каком-нибудь РЭУ им. Плеханова. Но по моим впечатлениям это не связано с тем, что в МФЮА чего-то недодают, скорее просто туда реже идут люди с высокими баллами ЕГЭ (и логично делают, пока существуют бюджетные места).

Вот написал, мне стало настолько стыдно, что я решил продвинуть эту запись на целое @ru

Ну устал я, язык заплетается, учился много...
0
4
0